Рабоч.прогр.по ОДКНР-6класс 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Ростовской области
Ремонтненский отдел образования Администрации Ремонтненского района
МБОУ Денисовская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педсовет

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ
________________________ ________________________ Денисовской СШ
Т.Н.Самсонова
МБОУ Денисовская СШ ________________________
Протокол №1 от «25»
Протокол №1 от «28»
А.Н.Мартыненко
август 2023 г.
август 2023 г.
Приказ №69 от «01»
сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы духовно-нравственной культуры народов России
для обучающихся 6 класса

п.Денисовский 2023-24 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»(далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии
с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от
31
мая
2021
г.
№
287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным,
предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям

своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия
с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе не
менее одного часа в неделю, общий объем составляет 34 часа. Фактически 33 часа, в соответствии с
расписанием годового календарного графика МБОУ Денисовской СШ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический
социальность»
структура.

блок
1.
«Культура
как
Тема 1. Мир культуры: его

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития
народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний
труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и
качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал
человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в

контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член
общества»Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные
подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон.
Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека. Тема 32. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации
к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
1.
Патриотическое
воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное,
жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское
воспитаниеОсознанность своей
гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества и знаниеосновных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традицияхнародов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,поведении,
расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитанияспособности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию;
воспитание

веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3.
Ценности
познавательной
деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Духовно-нравственное
воспитаниеСформированность осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народовмира; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группахи
сообществах,
включая
взрослые
и
социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
4.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию
и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные
универсальные
учебные
действия
включают:
—
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование);

— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
—
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.

Тематический
блок
1.
«Культура
как
социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура
— Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
— понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
— уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
— понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
— уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
— Характеризовать административно-территориальное деление России;
— знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их
на административной карте России;
—
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
—
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия
в России;
— характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема
3.
История
быта
как
история
культуры
—
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
— понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями
исторического
периода;
— находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
Тема
4.
Прогресс:
технический
и
социальный
— Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их
роль
и
значение
в
истории
и
современном
обществе;
— осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и
добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
— демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной
важности;
— понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных
взаимосвязей
в
обществе;
— осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема
5.
Образование
в
культуре
народов
России
— Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его
развития;
— понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса
познания;— понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных
процессах;
—
обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
— характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека.
Тема
6.
Права
и
обязанности
человека
— Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:—
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;—
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;—
понимать
необходимость
соблюдения
прав
человека;
— понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и

обязанностями
человека
в
обществе;
— приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
— Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
— характеризовать основные культурообразующие конфессии;
— знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного
развития;
— понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
— Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры;
— понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в
целом для сохранения социально-экономического благополучия;
— называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
— Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств
человека;
— осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями;
— понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
— обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к
правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
— характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и
«долг»;
— понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма;
— приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной
России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
— Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
— характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности
человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
— обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные
эффекты социальной изоляции;
— знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии
личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
— Характеризовать нравственный потенциал религии;
— знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий
России;— знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
— уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для
современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
— Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
— определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
современной культуре;
— характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
— осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
— Характеризовать многосторонность понятия «этика»;

— понимать особенности этики как науки;
— объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов
России и соотносить их с личным опытом;
— обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия
общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
— Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;— уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
— доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
— Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
— соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
— объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления для самого себя;
— оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
— осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
— объяснять важность труда и его экономической стоимости;
— знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная
оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
— Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
— понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
— уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
— знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
— обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость
для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
— Характеризовать понятие «социальные отношения»;
— понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к
его нравственному и духовному развитию;
— осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
— обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и
приводить примеры из истории, культуры и литературы;
— обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи,
в том числе благотворительности;
— понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
— Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
— приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»;
знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания
уровне;
— обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а
также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
— Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная
ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;

— анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия,
добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
— уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских
и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов
России— Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных
ценностей российского народа;
— находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов
России;
— знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
— находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества
— Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
— иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
социальных профессий;
— осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
— приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие
данную
точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный
долг— Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;— доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в
целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
— характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни
общества;
— приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной
России;— понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской
деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества
— Характеризовать понятие «наука»;
— уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
— называть имена выдающихся учёных России;
— обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного
знания;
— характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и
государства;
— обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство
этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
— Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой
профессии;
— обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество;
называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
— Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
— понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского
самосознания;
— понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
— Характеризовать понятие «патриотизм»;

— приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
— различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
— уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
— Характеризовать понятия «война» и «мир»;
— доказывать важность сохранения мира и согласия;
— обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
— понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
— характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
—
Характеризовать понятие «государство»;
— уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой
на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
— характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
человека;
— характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
— Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентичности;
— обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
— Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
нравственного характера;
— находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
— Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
— приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
— формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект)
— Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
— уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
— показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
— характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной
стороны.

Критерии оценивания по
основам духовно-нравственной культуры народов России
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
выполнение
дополнительных
заданий
по
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
отсутствие
выполнения
дополнительных
- низкий уровень знания базового материала;

требований:
на
уроке;
желанию;

на

уроке;
заданий;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Виды деятельности
Дата
изучения
практические
работы

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1.

Мир культуры: его структура

1

;
понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира
природы;
уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
анализировать проблемные ситуации;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.2.

Культура России: многообразие регионов

2

понимать и объяснять важность сохранения исторической
памяти разных народов, культурных традиций разных регионов
России;
характеризовать духовную культуру народов России как общее
достояние нашей Родины;
работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.3.

История быта как история культуры

1

понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности,
быта людей с историей народа, климатом, географическими
условиями его жизни;
работать с учебником, а также научно-популярной литературой;
просматривать и анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.4.

Прогресс: технический и социальный

1

понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова
роль труда в истории и современном обществе;
работать с учебником, научно-популярной литературой; решать
проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.5.

Образование в культуре народов России

1

понимать и объяснять важность образования в современном мире
и ценность знаний;
понимать, что образование — важная часть процесса
формирования духовно-нравственных ориентиров человека;
слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт,
разграничивать понятия;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.6.

Права и обязанности человека

1

Устный
понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права
опрос;
человека», правовая культура» и др.;
понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей
человека;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с
текстом учебника и с источниками;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

1.7.

Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие

1

1.8.

Современный мир: самое важное
(практическое занятие)

1

Устный
понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др.;
знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их опрос;
роль в истории и на современном этапе развития общества;
слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи;

1

понимать, в чём заключаются основные духовно-нравственные
ориентиры современного общества;
подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать
понятия;

Письменный
контроль;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1.

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека

1

понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода»,
ответственность, право и долг;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
анализировать проблемные ситуации;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

2.2.

Взросление человека в культуре народов
России

1

объяснять важность взаимодействия человека и общества,
негативные эффекты социальной изоляции;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать информацию из нескольких источников,
анализировать собственный опыт;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

2.3.

Религия как источник нравственности

1

понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные
религии России;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
просматривать учебные фильмы по теме;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

2.4.

Наука как источник знания о человеке и
человеческом

1

понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»;
осознавать, что культура помогает человеку понимать самого
себя;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, с
дополнительной научно-популярной литературой;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

2.5.

Этика и нравственность как категории
духовной культуры

1

объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с
личным опытом;
решать проблемные задачи, работать с учебником,
рефлексировать собственный опыт;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

2.6.

Самопознание (практическое занятие)

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

1

1

уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном для возраста детей уровне;
формировать представления о самом себе; воспитывать навыки
само- презентации, рефлексии; слушать и анализировать
доклады одноклассников;

Практическая Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
работа;
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.1.

Труд делает человека человеком

1

осознавать важность труда объяснять его роль в современном
обществе;
понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед
людьми и самим собой;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.2.

Подвиг: как узнать героя?

1

понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное
время;
знать и называть имена героев;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.3.

Люди в обществе: духовно-нравственное
взаимовлияние

1

понимать и объяснять понятия «дружба»,
«предательство»,«честь», «коллективизм»,
«благотворительность»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.4.

Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания

1

понимать и объяснять понятия «бедность»,
«инвалидность»,«сиротство»;
предлагать пути преодоления проблем современного общества
на доступном для понимания детей уровне;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.5.

Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений

1

понимать и объяснять понятия «милосердие»,
«взаимопомощь»,«благотворительность», «волонтёрство»;
выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи,
благотворительности у представителей разных народов;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.6.

Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов
России

2

понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник
духовно-нравственных ценностей народов России;
осознавать важность гуманизма для формирования личности,
построения взаимоотношений в обществе;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной
литературой;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.7.

Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества

1

понимать и объяснять, что такое социальные профессии и
почему выбирать их нужно особенно ответственно;
работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты,
слушать и анализировать доклады одноклассников;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.8.

Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг

1

приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в
современной России;
работать с научно-популярной литературой, анализировать
несколько источников, разграничивать понятия;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.9.

Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного прогресса
общества

1

понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена
выдающихся учёных России;
работать с научно-популярной литературой, анализировать
несколько источников, разграничивать понятия;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

3.10. Моя профессия (практическое занятие)

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

1

1

обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для
выбранной профессии;
работать с научно-популярной литературой, анализировать
несколько источников, разграничивать понятия;

Практическая Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
работа;
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.1.

Гражданин

1

характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать
духовно-нравственный смысл патриотизма;
слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.2.

Патриотизм

1

приводить примеры патриотизма в истории и в современном
обществе;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
рефлексировать собственный опыт;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.3.

Защита Родины: подвиг или долг?

1

характеризовать важность сохранения мира и согласия;
приводить примеры военных подвигов; понимать особенности
защиты чести Родины в спорте, науке, культуре;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и
анализировать учебные фильмы;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.4.

Государство. Россия — наша родина

1

4.5.

Гражданская идентичность (практическое
занятие)

1

1

объяснять понятие «государство»;
уметь выделять и характеризовать основные особенности
Российского государства с опорой на духовно-нравственные
ценности;
слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с
дополнительной научно-популярной литературой;

Устный
опрос;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

обосновать важность духовно-нравственных качеств
гражданина;
работать с источниками, определять понятия, подготовить
практическую работу;

Письменный
контроль;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.6.

Моя школа и мой класс (практическое
занятие)

1

1

характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного начала;
работать с источниками, определять понятия, подготовить
практическую работу;

Письменный
контроль;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.7.

Человек: какой он? (практическое занятие)

1

1

сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему
присущие;
работать с источниками, определять понятия, подготовить
практическую работу;

Письменный
контроль;

Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

4.8.

Человек и культура (проект)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

1

0

7

показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное
влияние;
характеризовать образ человека высокой духовной культуры,
создаваемый в произведениях искусства;
работать с источниками, систематизировать понятия,
подготовить проект;

Практическая Государственный музей истории
религии в Санкт-Петербурге
работа;
http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и
национальностей Прикамья в
Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и
религий в Дербенте
(http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ
духовно-нравственной культуры
народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений
искусства по времени, стране, стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям
http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по
мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия
«Народы и религии мира»
http://www.cbook.ru/peoples/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Мир культуры: его структура

1

04.09.23

Устный
опрос

2.

Культура России: многообразие
регионов

1

11.09.23

Устный
опрос

3.

Культура России: многообразие
регионов

1

18.09.23

Устный
опрос

4.

История быта как история
культуры

1

25.09.23

Устный
опрос

5.

Прогресс: технический и
социальный

1

02.10.23

Устный
опрос

6.

Образование в культуре народов
России

1

09.10.23

Устный
опрос

7.

Права и обязанности человека

1

16.10.23

8.

Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие

1

23.10.23

Устный
опрос
Устный
опрос

9.

Современный мир: самое важное
(практическое занятие)

1

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1

13.11.23

Письменн
ый
контроль
Устный
опрос

10. Каким должен быть человек?
Духовно-нравственный облик и
идеал человека

1

20.11.23

11. Взросление человека в культуре
народов России

1

27.11.23

Устный
опрос

12. Религия как источник
нравственности

1

04.12.23

Устный
опрос

13. Наука как источник знания о
человеке и человеческом

1

11.12.23

Устный
опрос

14. Этика и нравственность как
категории духовной культуры

1

18.12.23

Устный
опрос

15. Самопознание (практическое
занятие)

1

25.12.23

Письменны
й контроль

16. Труд делает человека человеком

1

15.01.24

Устный
опрос

17. Подвиг: как узнать героя?

1

22.01.24

Устный
опрос

1

18. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние

1

29.01.24

Устный
опрос

19. Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания

1

05.02.24

Устный
опрос

20. Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений

1

12.02.24

Устный
опрос

21. Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры народов
России

1

19.02.24

Устный
опрос

22. Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры народов
России

1

26.02.24

Устный
опрос

23. Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного облика
общества

1

04.03.24

Устный
опрос

24. Выдающиеся благотворители в
истории. Благотворительность
как нравственный долг

1

11.03.24

Устный
опрос

25. Выдающиеся учёные России.
Наука как источник социального
и духовного прогресса общества

1

18.03.24

Устный
опрос

26. Моя профессия (практическое
занятие)

1

01.04.24

27. Гражданин

1

08.04.24

28. Патриотизм

1

15.04.24

29. Защита Родины: подвиг или долг? 1

22.04.24

30. Государство. Россия — наша
родина

1

27.04.24

Письменн
ый
контроль
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

31. Гражданская идентичность
(практическое занятие)

1

1

06.05.24

32. Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

1

13.05.24

1

Письменн
ый
контроль
Письменн
ый
контроль

33. Человек: какой он? (практическое 1
занятие)
.

Человек и культура (проект)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

1

33

1

0

7

20.05.24

Письменн
ый
контроль
Письменн
ый
контроль

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2021;
Протоиерей Виктор Дорофеев, диакон Илья Кокин, Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, 6 класс.
ООО«Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
осударственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru)
Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru)
Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru).
сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области основ духовно-нравственной культуры народов России
http://orkce.apkpro.ru/
коллекция образовательных
ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране,
стилю.
http://www.artclassic.edu.ru/
гид по музеям мира и галереям http://www.smirnova.net/
подробная энциклопедия по мифологии с текстами
http://mifolog.ru/
электронная энциклопедия «Народы и религии
мира»http://www.cbook.ru/peoples/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».