лит-ра на родном 3 кл+

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки ростовской области
Ремонтненский отдел образования Администрации Ремонтненского района
МБОУ Денисовская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

РуководительМО

Педагогическим
________________________ советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Денисовской сш

Л.И.Петренко ________________________ ________________________
Протокол №1 от «25»
МБОУ Денисовской сш
А.Н.Мартыненко
август 2023 г.
Протокол №1 от «28»
Приказ №69 от «01»
август 2023 г.
сентябрь 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2866554)
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
для обучающихся 4 класса

п.Денисовский 2023-2024

Пояснительная записка
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного
отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части
родной

культуры;

включение

обучающихся

в

культурно-языковое

пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и
современности,

к

традициям

своего

народа;

осознание

исторической

преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на
решение следующих задач:
 формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической

и

национальной

принадлежности;

формирование ценностей

многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского

народа,

введение

обучающегося

в

культурно-языковое

пространство своего народа; формирование у младшего школьника
интереса к русской литературе как источнику историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей;
 формирование
ценностях,

представлений

значимых для

об

основных

национального

нравственно-этических

русского

сознания

и

отраженных в родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях
русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования;
 совершенствование
содержание
обсуждении;

и

читательских

специфику

умений

различных

понимать

текстов,

и

оценивать

участвовать

в

их

 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта
создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» в учебном плане
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена
на основе требований к предметным результатам освоения основной
образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, и
рассчитана на общую учебную нагрузку 34 ч (1ч в неделю), фактически 33ч
согласно годовому календарному графику МБОУ Денисовской СШ
Содержание
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на
содержание

основного

курса

«Литературное

чтение»,

сопровождает

и

поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом
не дублирует это содержание.
В
речевой

содержании
и

программы

читательской

«Литературоведческая

выделены

деятельности»,

пропедевтика»,

следующие
«Круг

разделы:

детского

«Творческая

«Виды

чтения»,

деятельность

обучающихся».
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» и принципами построения курса содержание включает два
основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина

моя».

В

каждом

разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я
взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли
русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг
с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование
традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).

Планируемые

результаты

освоения

основной

образовательной

программы начального общего образования по предмету «Литературное
чтение на родном (русском) языке»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих

личностных результатов:
осознание

основ

российской

гражданской

идентичности,

развитие

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание

ценностей

многонационального

российского

общества,

осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других
народов;

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
метапредметных результатов:
1)

познавательные

универсальные

учебные

действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
совершенствование
сбора,

обработки,

информации

в

умений использовать различные способы

анализа,

организации,

соответствии

с

передачи

и

коммуникативными

поиска,

интерпретации
и

познавательными

задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая
нормы этики и этикета;
2)

коммуникативные

универсальные

учебные

действия:
развитие

умений слушать собеседника

и вести диалог,

признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
совершенствование

умений

определять

общую

цель

и

пути

ее

достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
3)

регулятивные

универсальные

учебные

действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение

начальными

формами познавательной

и

личностной

рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
предметных результатов:
1) Выпускник научится:
понимать
ценность

родную

народа,

как

национальной

и

нравственных

ценностей

русскую

литературу

особый

способ

мировой

культуры,
и

как

познания

средство

традиций;

национально-культурную
жизни,

сохранения

осознавать

как

явление

и

передачи

коммуникативно-

эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений
русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного
развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для
культурной

самоидентификации;

для

приобретения

потребности

в

систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться

в

нравственном

содержании

прочитанного,

соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции
героев художественного

текста,

позицию автора

художественного

текста,

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор,

олицетворений,

эпитетов

и

видеть

в

тексте

данные

средства

художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными
приемами

интерпретации,

анализа

и

преобразования

художественных,

научно-популярных и учебных текстов;
применять
речевого

опыт

чтения

произведений

самосовершенствования:

прослушанного/прочитанного
собственное

мнение

умения

текста,

ссылками

на

русской

участвовать

доказывать
текст;

литературы

в

для

обсуждении

и

подтверждать

передавать

содержание

прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу,
обогащать

собственный

круг

чтения;

пользоваться

формировать

справочными

источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать

художественную литературу

искусства,

соотносить

как

впечатления

один
от

из видов

прочитанных

(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских
аннотации или отзыва;
создавать

проекты

в

виде

текста

или

презентаций

с

аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Достижение предметных результатов к концу третьего года изучения
учебного предмета «Литературное

и

чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,
национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять

опыт

чтения

произведений

самосовершенствования:
прослушанного/прочитанного
собственное

мнение

прочитанного

или

русской

участвовать

текста,

ссылками

на

прослушанного

литературы
в

доказывать
текст;

с

учетом

для речевого

обсуждении
и

подтверждать

передавать

содержание

специфики

текста

в

виде

пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать

художественную литературу

искусства,

соотносить

впечатления

как

один

от

из видов

прочитанных

(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать

проекты

в

виде

текста

аудиовизуальной поддержкой и пояснениями

или

презентаций

с

Содержание
1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)
Я и книги (6 ч)
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
Я взрослею (6 ч)
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л.
Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г.
Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья (4 ч)
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). Л. К.
Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Резерв на вариативную часть программы — 2 ч
2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М.

Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в
дальнюю деревню»).
От праздника к празднику (4 ч)
Всякая душа празднику рада
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С.
Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе (3 ч)
Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские
народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П.
Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д.
Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П.
Токмакова. «Туман».
Резерв на вариативную часть программы — 2 ч

Тематическое планирование третьего года обучения (3 класс)
Блок

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги

Я взрослею

Пишут не пером, а умом

6

Жизнь дана на добрые дела

2

Живи по совести

4

тепло

Я фантазирую и мечтаю

часов
22

В дружной семье и в холод

Я и моя семья

Количество

Детские фантазии

4

4

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Резерв на вариативную часть программы

1

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

11

Родная страна во все
времена сынами сильна
От

праздника

празднику
О родной природе

к

Люди земли русской

3

Всякая душа празднику рада

4

Неразгаданная тайна — в чащах
леса…

3

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Резерв на вариативную часть программы

1

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на
(родном) русском языке в 3 классе на 2023-24уч.год
№
Дата по
Тема урока
урок
плану
а
Я и книги
4 часа
1.
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
01.09
Выборочное чтение.
2.
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой
8.09
дневник»).Чтение по ролям.
3.
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
15.09
Деление текста на части.
4.
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День
22.09

6.

Я взрослею
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Составление
плана.
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Выборочное чтение.

7.

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Словесное рисование.

13.10

8.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Средства
художественной выразительности.

20.10

9.

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». Выборочное чтение по вопросам.

27.10

10.

Я и моя семья
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». Пересказ текста плану.

4 часа
10.11

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). Выборочный
пересказ.
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент). Деление текста на части.
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках»
(фрагмент). Характеристика героев.
Я фантазирую и мечтаю
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная
грива»). Творческий пересказ.
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная
грива»). Чтение в лицах.

17.11

5.

11.
12.
13.

14.
15.

5 часов
29.09
06.10

24.11
01.12
4 часа
08.12
15.12

3
16. Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Выборочное чтение по вопросам.
17. Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
Характеристика героев.
Родная страна во все времена сынами сильна
18. О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Анализ
содержания текста.
19. Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Подробный
пересказ.
20. О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как
Маклай ходил в дальнюю деревню»). Словесное рисование.
От праздника к празднику
21. А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). Соотнесение
содержания произведения с пословицами.
22. С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). Сжатый пересказ.
О родной природе
23. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). Замена диалогов
косвенной речью.
24. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). Выразительное
чтение по ролям.
25. В. Д. Берестов. «У реки». Словесное рисование.

22.12
29.01
3 часа
12.01
19.01
26.01
2 часа
02.02
9.02
11 часов
16.02
01.03
15.03

26. В. Д. Берестов. «У реки». Характеристика поступков героев.

22.03

27. И. С. Никитин. «Лес». Составление вопросов по содержанию.

05.04

28. И. С. Никитин. «Лес». Выборочный пересказ.

12.04

29. К. Г. Паустовский. «Клад». Составление картинного плана.

19.04

30. К. Г. Паустовский. «Клад». Краткий пересказ.

26.04

31. М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». Деление
текста на части.
32. М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
Характеристика героев по плану.
33 Обобщающий урок

03.05
17.05
24.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение на родном языке ,3 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

.

М.В. Юдаева «Внеклассное чтение», 3 кл.- Москва, 2019

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.учи.ру
2.infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».