внеурочное 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Ростовской области
Ремонтненский отдел образования
Администрации Ремонтненского района
МБОУ Денисовская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педсовет № 1

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ
________________________ ________________________ Денисовская СШ
Т. Н. Самсонова Протокол № 1 от «28»
Протокол № 1 от «25»
августа 2023 г.
августа2023 г.

________________________
Мартыненко А. Н.
№ 69
от «01» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Культура речи»
направление деятельности – общекультурное
10-11 класс (34 ч.)

Программа разработана учителем русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
Мартыненко Анастасией Николаевной

пос. Денисовский, 2023-2024 уч. год

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г.
№1897.
3. Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2. № 2821-10 и
изменений №3 от 29.04.2015 г. «Санитарно - эпидемиологических требований к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования»
Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления
имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче
экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации
учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и
пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и
промежуточных параллелях.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
Смирновой Л.Г. «Культура русской речи:
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в 10 -11 классах).
Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки
уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ:
1.И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева, Н.В.Егорова, Традиционная система планирования
уроков на 68 часов; - М.: «ВАКО», 2016 г.;
2.Е.А. Влодавская Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену; - М.:
«Экзамен», 2008 г.;
3.Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения
(задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.;
4.И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова Русский язык (тренировочные задания).
ЕГЭ - М., «ЭКСМО»: 2017, 2018, 2019г.

Планируемые результаты освоения программы:
По окончании реализации программы «Культура речи» планируется достижение трёх
уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь
размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения
Предметные:
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;

2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
Познавательные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в.,
русских писателей XIX-XX вв., литературы
народов России и зарубежной
литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
3) умение
анализировать
литературное
произведение:
определять
его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
Регулятивные:
1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или
деятельности;
2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться
конструктивно;

4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение
Для чего людям нужна речь? Язык как важнейшее средство человеческого общения.
Речь как форма существование языка.
Речь устная и письменная. Две формы существования речи - устная и письменная.
Общее и различное в них. Делимся летними впечатлениями.
Качества хорошей речи
Культура устной и письменной речи. Общее понятие о культуре устной и письменной
речи. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои
мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения.
Что такое правильная речь? Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм
произношения и написания. Виды норм.
Что такое хорошая речь? Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство).
Речевой этикет
Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. Понятие речевого этикета. Речевая
ситуация, ее компоненты и характеристика.
Приветствие и знакомство. Правила этикета, речевые формулы и использование
этикетных слов в ситуациях приветствия и знакомства.
Телефонный разговор. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных
слов в телефонном разговоре.
Поздравление. Каким должно быть поздравление. Обращения в поздравительных
открытках. Правила построения письменного поздравления.
Извинение. Благодарность. Как правильно извиниться и ответить на извинения. Как
поблагодарить и ответить на благодарность.
Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа;
уместность их употребления в той или иной речевой ситуации.
Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме
занятия.
Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете.
Обобщение по теме «Речевой этикет».
Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Орфоэпия. Фонетика, предмет ее изучения. Понятие об орфоэпии. Роль
орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и справочники.
Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Звук как единица языка.
Смыслоразличительная функция звуков.
Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое,
подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Произношение гласных звуков. Особенности произношения некоторых безударных
гласных.

Произношение согласных звуков. Особенности произношения отдельных согласных и
их сочетаний.
Лексикология
Лексическое значение слов. Слова однозначные и многозначные. Значение прямое и
переносное. Лексическая сочетаемость.
Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. Выбор
синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли.
Слова-паронимы. Понятие о паронимах. Отношение паронимов к омонимам,
синонимам, антонимам. Использование паронимов в речи.
Стилистическое расслоение словарного состава. Нейтральная, книжная и разговорная
лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
Морфология
Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы употребления имен существительных. Особенности
произношения некоторых имен и отчеств. Грамматические нормы. Лексические нормы.
Названия жителей некоторых стран и городов.
Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы. Лексические нормы.
Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы.
Лексические нормы.
Невербальное общение
Мимика и жесты в общении людей. Роль мимики и жестов в общении людей. Значение
некоторых жестов, уместность их использования
Подведение итогов
Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной
деятельности.
Формы организации деятельности:
- групповые
- индивидуальные
-практикумы
-интерактивные уроки
- работа с языковым материалом, словарями
-межличностное общение
-проектная деятельность
Формы достижения цели:
- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и
обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих
работ;
-интерактивные: использование «мозгового штурма», эвристической
беседы с применением элементов интеллектуального и социальнопсихологического тренинга;
Формы контроля:
тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.

Учебно-тематический план

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема, раздел

Количество
часов
2
3
9
5
4
8
1
1
33

Введение
Качества хорошей речи
Речевой этикет
Фонетика и орфоэпия
Лексикология
Морфология
Невербальное общение
Подведение итогов
Итого:

Календарно-тематический план
№
п\п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Дата

Введение: 2ч
1

Для чего людям нужна речь?

1

05.09

2

Речь устная и письменная.

1

12.09

Качество хорошей речи: 3ч
3

Культура устной и письменной речи.

1

19.09

4

Что такое правильная речь?

1

26.09

5

Что такое хорошая речь?

1

03.10

Речевой этикет: 9ч
6

Понятие речевого этикета. Речевая ситуация.

1

10.10

7

Приветствие и знакомство.

1

17.10

8

Телефонный разговор.

1

24.10

9

Поздравление.

1

07.11

10 Извинение. Благодарность.

1

14.11

11 Просьба. Согласие и отказ.

1

21.11

12 Как вести беседу?

1

28.11

13 Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете.

1

05.12

14 Обобщение по теме «Речевой этикет».

1

12.12

Фонетика. Орфоэпия: 5ч
15 Фонетика. Орфоэпия.

1

19.12

16 Звуки речи, их смыслоразличительная функция.

1

26.12

17 Словесное ударение.

1

16.01

18 Произношение гласных звуков.

1

23.01

19 Произношение согласных звуков.

1

30.01

20 Лексическое значение слов. Значение прямое и
переносное. Лексическая сочетаемость.

1

06.02

21 Тавтология и неуместное повторение слов как речевые
ошибки. Синонимы.

1

13.02

22 Слова-паронимы.

1

20.02

23 Стилистическое расслоение словарного состава.

1

27.02

24 Правильное употребление имен существительных.
Орфоэпические нормы.

1

05.03

25 Правильное употребление имен существительных.
Грамматические нормы.

1

12.03

26 Правильное употребление имен существительных.
Лексические нормы.

1

19.03

27 Правильное употребление имен прилагательных.
Орфоэпические нормы.

1

02.04

28 Правильное употребление имен прилагательных.
Грамматические нормы.

1

09.04

29 Правильное употребление имен прилагательных.
Лексические нормы.

1

16.04

30 Правильное употребление глаголов. Орфоэпические
нормы.

1

23.04

31 Правильное употребление глаголов. Грамматические и
лексические нормы.

1

07.05

1

14.05

1

21.05

Лексикология: 4ч

Морфология: 9ч

Невербальное общение: 1ч
32 Мимика и жесты в общении людей.
Подведение итогов: 1ч
33 Подведение итогов. Сочинение-рецензия в формате

ЕГЭ (Задание №27).
Итого:

33 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».