МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Ростовской области Ремонтненский отдел образования Администрации Ремонтненского района МБОУ Денисовская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Педсовет № 1 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ________________________ ________________________ Денисовская СШ Т. Н. Самсонова Протокол № 1 от «28» Протокол № 1 от «25» августа 2023 г. августа2023 г. ________________________ Мартыненко А. Н. № 69 от «01» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Культура речи» направление деятельности – общекультурное 10-11 класс (34 ч.) Программа разработана учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мартыненко Анастасией Николаевной пос. Денисовский, 2023-2024 уч. год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. 3. Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.4.2. № 2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015 г. «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 4. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Смирновой Л.Г. «Культура русской речи: Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа в 10 -11 классах). Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ: 1.И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева, Н.В.Егорова, Традиционная система планирования уроков на 68 часов; - М.: «ВАКО», 2016 г.; 2.Е.А. Влодавская Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену; - М.: «Экзамен», 2008 г.; 3.Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.; 4.И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова Русский язык (тренировочные задания). ЕГЭ - М., «ЭКСМО»: 2017, 2018, 2019г. Планируемые результаты освоения программы: По окончании реализации программы «Культура речи» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности. Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки. Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов. Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения Предметные: 1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; Познавательные: 1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; Регулятивные: 1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.; 3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и коррективы в план в случае необходимости; 4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии Коммуникативные: 1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности; 2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других; 3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно; 4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 5)умение рефлексировать своё место в коллективе. Содержание курса внеурочной деятельности: Введение Для чего людям нужна речь? Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование языка. Речь устная и письменная. Две формы существования речи - устная и письменная. Общее и различное в них. Делимся летними впечатлениями. Качества хорошей речи Культура устной и письменной речи. Общее понятие о культуре устной и письменной речи. Культура речи как умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка с учетом цели и ситуации общения. Что такое правильная речь? Правильность речи, выражающаяся в соблюдении норм произношения и написания. Виды норм. Что такое хорошая речь? Качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство). Речевой этикет Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. Понятие речевого этикета. Речевая ситуация, ее компоненты и характеристика. Приветствие и знакомство. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в ситуациях приветствия и знакомства. Телефонный разговор. Правила этикета, речевые формулы и использование этикетных слов в телефонном разговоре. Поздравление. Каким должно быть поздравление. Обращения в поздравительных открытках. Правила построения письменного поздравления. Извинение. Благодарность. Как правильно извиниться и ответить на извинения. Как поблагодарить и ответить на благодарность. Просьба. Согласие и отказ. Речевые формулы выражения просьбы, согласия и отказа; уместность их употребления в той или иной речевой ситуации. Как вести беседу? Правила поведения во время беседы. Пословицы и поговорки по теме занятия. Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. Особенности языка SMSсообщений. Культура общения в Интернете. Обобщение по теме «Речевой этикет». Фонетика и орфоэпия Фонетика. Орфоэпия. Фонетика, предмет ее изучения. Понятие об орфоэпии. Роль орфоэпии в речевом общении. Орфоэпические словари и справочники. Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Словесное ударение. Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения. Произношение гласных звуков. Особенности произношения некоторых безударных гласных. Произношение согласных звуков. Особенности произношения отдельных согласных и их сочетаний. Лексикология Лексическое значение слов. Слова однозначные и многозначные. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость. Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Слова-паронимы. Понятие о паронимах. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Использование паронимов в речи. Стилистическое расслоение словарного состава. Нейтральная, книжная и разговорная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Морфология Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы употребления имен существительных. Особенности произношения некоторых имен и отчеств. Грамматические нормы. Лексические нормы. Названия жителей некоторых стран и городов. Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Невербальное общение Мимика и жесты в общении людей. Роль мимики и жестов в общении людей. Значение некоторых жестов, уместность их использования Подведение итогов Подведение итогов. Самоанализ работы обучающихся на занятиях внеурочной деятельности. Формы организации деятельности: - групповые - индивидуальные -практикумы -интерактивные уроки - работа с языковым материалом, словарями -межличностное общение -проектная деятельность Формы достижения цели: - информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих работ; -интерактивные: использование «мозгового штурма», эвристической беседы с применением элементов интеллектуального и социальнопсихологического тренинга; Формы контроля: тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема, раздел Количество часов 2 3 9 5 4 8 1 1 33 Введение Качества хорошей речи Речевой этикет Фонетика и орфоэпия Лексикология Морфология Невербальное общение Подведение итогов Итого: Календарно-тематический план № п\п Наименование разделов и тем Количество часов Дата Введение: 2ч 1 Для чего людям нужна речь? 1 05.09 2 Речь устная и письменная. 1 12.09 Качество хорошей речи: 3ч 3 Культура устной и письменной речи. 1 19.09 4 Что такое правильная речь? 1 26.09 5 Что такое хорошая речь? 1 03.10 Речевой этикет: 9ч 6 Понятие речевого этикета. Речевая ситуация. 1 10.10 7 Приветствие и знакомство. 1 17.10 8 Телефонный разговор. 1 24.10 9 Поздравление. 1 07.11 10 Извинение. Благодарность. 1 14.11 11 Просьба. Согласие и отказ. 1 21.11 12 Как вести беседу? 1 28.11 13 Язык SMS-сообщений. Культура общения в Интернете. 1 05.12 14 Обобщение по теме «Речевой этикет». 1 12.12 Фонетика. Орфоэпия: 5ч 15 Фонетика. Орфоэпия. 1 19.12 16 Звуки речи, их смыслоразличительная функция. 1 26.12 17 Словесное ударение. 1 16.01 18 Произношение гласных звуков. 1 23.01 19 Произношение согласных звуков. 1 30.01 20 Лексическое значение слов. Значение прямое и переносное. Лексическая сочетаемость. 1 06.02 21 Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки. Синонимы. 1 13.02 22 Слова-паронимы. 1 20.02 23 Стилистическое расслоение словарного состава. 1 27.02 24 Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. 1 05.03 25 Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы. 1 12.03 26 Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы. 1 19.03 27 Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. 1 02.04 28 Правильное употребление имен прилагательных. Грамматические нормы. 1 09.04 29 Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы. 1 16.04 30 Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. 1 23.04 31 Правильное употребление глаголов. Грамматические и лексические нормы. 1 07.05 1 14.05 1 21.05 Лексикология: 4ч Морфология: 9ч Невербальное общение: 1ч 32 Мимика и жесты в общении людей. Подведение итогов: 1ч 33 Подведение итогов. Сочинение-рецензия в формате ЕГЭ (Задание №27). Итого: 33 ч