внеуроч., 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Ростовской области
Ремонтненский отдел образования
Администрации Ремонтненского района
МБОУ Денисовская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Педсовет № 1

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ
________________________ ________________________ Денисовская СШ
Т. Н. Самсонова Протокол № 1 от «28»
Протокол № 1 от «25»
августа 2023 г.
августа2023 г.

________________________
Мартыненко А. Н.
№ 69
от «01» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
направление деятельности – общекультурное
8 класс (35 ч.)

Программа разработана учителем русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
Мартыненко Анастасией Николаевной

пос. Денисовский, 2023-2024 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская
грамотность» для учащихся 8 класса составлена с опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. № 189);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования");
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений
в ФГОС ООО»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
•
Учебный план МБОУ Денисовской СШ
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование
интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие
умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и
интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей,
родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская

грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам
освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в
качестве
приоритетной
цели
называется
«…формирование
читательской
компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие
суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в
тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на
уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить
знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
2

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится
с эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
3





















объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 8 классеотводится 34
часа в год (1 час- 01.05).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
4

природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

5

8 класс
№

Дата

Тема урока

По плану Фактически
1

06.09

Восприятие на слух и понимание различных видов
сообщений.

2

13.09

Типология текстов. Речевая ситуация.

3

20.09

Функционально- стилевая дифференциация текстов
(разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль).

4

27.09

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

5

04.10

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и
языковые средства.

6

11.10

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации.

7

18.10

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

8

25.10

Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте.

9

08.11

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

10

15.11

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде.

11

22.11

Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака.

12

29.11

Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации.

13

06.12

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

14

13.12

Вопросы по содержанию текста.

15

20.12

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

16

27.12

Аргументы, подтверждающие вывод.

17

17.01

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую.

6

18

24.01

Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос.

19

31.01

Преобразование (дополнение) информации из сплошного
текста в таблицу.

20

07.02

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

21

14.02

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

22

21.02

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

23

28.02

Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников.

24

06.03

Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

25

13.03

Создание небольших
письменных текстов по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными способами, составление
инструкции к выполненному действию.

26

20.03

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).

27

03.04

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры
текста.

28

10.04

Выражение собственного мнения о прочитанном и его
аргументация.

29

17.04

Достоверность и недостоверность информации в тексте.

30

24.04

Недостающая или избыточная информация.

31

08.05

Пути восполнения недостающей информации.

32

15.05

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.

33

22.05

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения.

34

29.05

Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».