МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Ростовской области Ремонтненский отдел образования Администрации Ремонтненского района МБОУ Денисовская СШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО Педсовет № 1 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ________________________ ________________________ Денисовская СШ Т. Н. Самсонова Протокол № 1 от «28» Протокол № 1 от «25» августа 2023 г. августа2023 г. ________________________ Мартыненко А. Н. № 69 от «01» сентября 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» направление деятельности – общекультурное 8 класс (35 ч.) Программа разработана учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мартыненко Анастасией Николаевной пос. Денисовский, 2023-2024 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 8 класса составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; • Учебный план МБОУ Денисовской СШ Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 2 • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; 3 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 8 классеотводится 34 часа в год (1 час- 01.05). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, 4 природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. 5 8 класс № Дата Тема урока По плану Фактически 1 06.09 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. 2 13.09 Типология текстов. Речевая ситуация. 3 20.09 Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль). 4 27.09 Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. 5 04.10 Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. 6 11.10 Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. 7 18.10 Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. 8 25.10 Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 9 08.11 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 10 15.11 Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. 11 22.11 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 12 29.11 Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 13 06.12 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). 14 13.12 Вопросы по содержанию текста. 15 20.12 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. 16 27.12 Аргументы, подтверждающие вывод. 17 17.01 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 6 18 24.01 Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 19 31.01 Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. 20 07.02 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу 21 14.02 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 22 21.02 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 23 28.02 Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. 24 06.03 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 25 13.03 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. 26 20.03 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 27 03.04 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. 28 10.04 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. 29 17.04 Достоверность и недостоверность информации в тексте. 30 24.04 Недостающая или избыточная информация. 31 08.05 Пути восполнения недостающей информации. 32 15.05 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 33 22.05 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 34 29.05 Сопоставление различных точек зрения на информацию. 7 8